среда, 10 октября 2012 г.

Документы Гугл, определение понятий


Приведем пример использования сервисов Веб 2.0 для формирования метапредметных познавательных УУД: умение  определять понятия, создавать обобщения. Тема: «Операционная система». Используемый сервис Веб 2.0: Документы Гугл (текстовый совместный документ).
Содержание учебной ситуации:
Учащимся предлагается найти в Интернете разные определения операционной системы, записать их в совместную таблицу (https://docs.google.com/document/d/1WEILCorgt-kPxMuXPNfesYqGmgYWXH5aqIyhOpwvC80/edit), обязательно указав ссылку на источник. Обучающиеся должны не просто найти определение, но и проследить за тем, чтобы найденные определения по возможности были разными.
Следующее задание заключается в том, чтобы ребята нашли ключевые слова в определении и выделили их цветом. Работа выполняется индивидуально или в парах.
Далее проводится обсуждение найденных определений. Цель этого обсуждения – найти общее во всех определениях, обобщить и написать итоговое определение.
В качестве рефлексии обучающимся предлагается оценить полученное определение и при необходимости можно внести изменения.  Оценивание проходит в соответствии со следующими критериями - определение:
·           должно включать существенные признаки класса предметов, мыслимого в определяемом понятии;
·           должно быть соразмерным;
·           не должно быть тавтологией;
·           не должно быть построено на отрицании;
·           не должно допускать двусмысленности.
Созданное определение, скорее всего, будет избыточным. Обучающимся предлагается только сократить определение, но и объяснить, почему можно избавиться от некоторых слов.
Результат – обобщенное определение понятия «Операционная система». С помощью данной учебной ситуации мы не только формируем умение  определять понятия, но и показываем обучающимся необходимость рассмотрения не одного, а нескольких источников для поиска информации.
Почему данное использование Веб 2.0 целесообразно? В первую очередь сервисы Веб 2.0 направлены на организацию совместной деятельности. В данном случае мы в таблице видим результат работы каждого, имеем возможность обратиться к любому из найденных ребятами определений при обсуждении. За счет того, что все участвуют в поиске различных определений, мы экономим время на сборе информации.

2 комментария:

  1. Сёмышев Олег
    Данный урок интересней прошел в виде конференции. Были небольшие домашние заготовки. В целом определение "операционная система" дал следующий результат - ОС комплекс управляющих и обрабатывающих программ разрабатываемыми разными компаниями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Олег, не исключаю, что где-то кто-то делает лучше. Опишите свой опыт, чтобы понять, какие виды учебной деятельности выполняли на Вашем уроке обучающиеся.
      "Интересней" для кого? Что Вы понимаете под словом "конференция"? Каковы были домашние заготовки, то дети делали дома и на уроке? Жду ссылку :)
      Я, видимо, плохо описала основные идеи, заложенные в данном примере. Попробую еще раз:
      Во-первых, предложенная форма работы над определением занимает не урок, а только 10-20 минут (в зависимости от уровня сформированности УУД).
      Во-вторых, дети в приведенном примере не списывают определение из википедии, а занимаются анализом, выделяя существенные признаки. Это условия для их думания :)
      В-третьих, работает "правило трех источников", а не одного, как обычно. При этом времени больше не тратится за счет совместной деятельности.
      В- четвертых, данное упражнение - первый шаг к формированию УУД "определение понятий". Не заучивание, а определение как процесс.

      Удалить